Два педагогических метода

Когда-то я думал, что учебные занятия необходимо проводить по принципу «от простого к сложному». Но чем дольше я учился, тем сильнее ощущал, что учебные программы составлены логично, но неэффективно. В студенческие годы это была одна из «философских» проблем, которые принято обсуждать за кружкой пива. Но, как только мне потребовалось составлять учебную программу самому, вопрос выбора педагогического метода возник в виде реальной задачи.

Впрочем, не стану отвлекать вас от доедания оливье, буду краток. Образовательные программы, построенные на принципе «от простого к сложному» чаще всего оказываются фуфлыжной шнягой. Совсем другое дело, если используется принцип «от знакомого к незнакомому». Если предмет сложен, но знаком, то он предпочтителей для старта чем предмет простой, но неизвестный.

Я бывал на занятиях по английскому, немецкому и французскому языках. Каждый раз преподаватели начинали с алфавита. Занятия превращались в страшную нудоту. Стоило бы им начать с обсуждения фраз «факъю Стивен Спилберг», «хенде хох» и «же не манж па сис жур», как занятия сразу бы приобрели интерес и эффективность.

Когда я слышу о преимуществе системных знаний, мне в голову приходит аналогия с алгоритмом перебора. Это самый простой и надежный алгоритм, но далеко не всегда практичный. В образовании важна не системность, а практичность, способность это образование применить. А формулу числа Рейнольдса я и в Википедии посмотрю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 comments

  1. Илья:

    «От знакомого к незнакомому» — это и есть системность: преподаватель надстраивает граф новых знаний над уже выстроенной системой. От простого, думаю, учат потому, что предполагают нулевые предварительные знания, причём даже в институтах.

    • В том-то все и дело, что нулевых знаний почти никогда не бывает. Даже рассказывая о фаззи-множествах в алгебре кватернионов можно начать со знакомых и интуитивно понятных аналогий. Если люди каждый день пользуются Яндекс-картами, то не стоит расказывать им о маткартографии, пока они не узнают как яндекс-карты устроены. Если люди знают чем елка отличается от березы, зачем начинать разговор о ботанике с одноклеточных организмов, которые хоть и проще, но менее знакомы. Всегда есть какой-то базис, который людям знаком хотя-бы на уровне слухов.

  2. az09:

    По-хорошему сначала нащупывают этот самый нулевой базис, а потом уже от него пляшут. Но это сработает на группе из 5 примерно одинаково развитых индивидуумов, а никак не на потоке под сотню человек.

    • Отчасти вы правы. Но с другой стороны, нормальна ли ситуация, при которой в потоке сотня человек? Здесь как и в любом массовом производстве: продукт упрощается и стандартизируется, превращаясь в нечто совершенно новое.