Не про индексы

Диалоги чатика t.me/spbgeotex напомнили замечательную историю о примате технологий, которая особенно актуальна в свете моих последних изысканий. Источник истории не вспомню, но дело происходило в советские времена, когда одному из конструкторов задали вопрос: сможет ли когда-нибудь ЭВМ заменить человека. Конструктор был стар и в ответ рассказал воспоминание молодости.

Во время первой мировой их полк нес тяжелые потери в Галиции. Перед очередной попыткой наступления состоялся разговор о диспозиции австрийцев, во время которого случайно зашедший вахмистр обратил внимание на местоположение вражеского офицерского блиндажа. Перед наступлением артиллерия первым разбила именно этот блиндаж. Австрийцы отступили и полк занял новую позицию почти без погибших.

История будто не про технологии, а к современному времени нейросетей и компьютеров вообще отношения не имеет. Но есть тонкость: как вахмистр узнал о местоположении офицерского блиндажа? А дело в том, что в теплые дни через стереотрубу солдаты видели на крыше блиндажа котенка. Он грелся в солнечных лучах, подставляя теплу шею с завязанным на ней бантиком.

Только человек мог догадаться, что котенок с бантиком живет в офицерском блиндаже. Я хотел бы посмотреть на того программиста, что решит доверить подобную задачу компьютеру. Мозг — тоже нейросеть, но его принципиальное отличие в том, что обучение происходит без ориентации на конкретную задачу.

Даже простая нейросеть круче меня в миллиарды раз. Но до тех пор пока не создадут нейросеть, которую в девяносто шестом избили в трубе коллектора, на которую не заводили уголовные дела, которая не залезала по водосточной трубе в студенческое общежитие, которая не грузила швырки и кляверсы, не чинила капелькан, которую не пытались задушить в бане лесхоза накануне конференции спбгеотеха и которая не тратит большую часть своих ресурсов зря — нет повода для беспокойства. Чем лучше нейросети, тем ценнее специалисты по решению задач, решить которые нейросети не в состоянии.

Технологии изменяют человеческую деятельность от физического труда к умственному, от умственного к мыслительному, от мыслительного к эмоциональному. Раньше главным вопросом было: «как это сделать?». Теперь все чаще спрашивают: «а что мы сделали?». Приходится пересматривать понятия, которые прежде не вызывали вопросов. Чем-то мы напоминаем родителей первоклассников, которые осознали, что предстоит заново пройти школьный курс.

Если говорить предметно: мода на IT снижается, а потребность в «материальных» специалистах растет. И это првильно: если унитаз работает, то кому какое дело, кто изготовил разводной ключ сантехника.

Но вы же поняли, что в этом рассказе ни слова про компьютеры, верно?

P.S. Блин, а ведь хотел про вегетационные индексы написать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *