Стиль картографа

0

Вопросы картографических стилей, геоданных, OpenStreetMap, ГИС и прочей чепухи

Answered question
0

Карты будущего

Радиусы пятиминутной доступности на картах — это несусветная дурь. Мало того, что ими никто не пользуется, так они еще и не соответствуют действительности. Но однажды человеку, который первым придумал эту фигню поставят памятник и назовут в его честь улицу.

Мы так долго живем на Земле, что представляем себе карты лишь как самостоятельный продукт. Объекты на карте статичны, а их расположение не зависит от наблюдателя. Но вы замечали, что карты в научно-фантастических фильмах всегда сделаны по тому-же принципу? Они трехмены, голографичны и невероятно красивы, но все-равно выглядят так, словно Вселенная остановилась. Потому что никто не знает, как нанести на карту движущиеся объекты, да еще при условии, что ты сам летишь по сложной траектории.

Мы живем в удивительную эпоху. За несколько десятилетий ушли в историю такие незыблемые понятия как масштаб, легенда, зарамочное оформление. Устарел принцип двух миллиметров. В закон Вебера-Фехнера пора добавлять коэффициент уровня заряда батареи. Исчезли бергштрихи, аббревиатуры, инженерно-тактическое наполнение, высоты урезов воды и много других вещей. Кто сейчас вспомнит, что закрытые штольни принято обозначать перевернутым условным знаком, а символ АЗС расположен над распределительным пультом?

Точно так же с карты уйдет расстояние. Метры, километры — это абсолютно бессмысленный инструмент, анахронизм. Удаленность объектов будут оценивать временем, стоимостью и черт знает чем еще, но явно тем, что необходимо пользователю напрямую. Вместе с расстоянием исчезнет и классическая маткартография. Об альтернативных проекциях уже сейчас мало кто вспоминает, а в будущем даже про EPSG:3857 будут знать лишь цифровые археологи.

Картография зародилась в виде когнитивных карт, ушла в традицию объективизма и теперь возвращается к истокам. А все началось с чувака, который нарисовал поверх карты нелепую окружность.

Changed status to publish
0

Фиаско с 0/0/0.png

Изначально я хотел сказать про японские кроссворды, которые наталкивают на любопытную возможность хранения растровой графики. Но в результате моя мысль о том, что в OpenStreetMap пока не сделано вообще ничего.

Вроде база растет, осмеры добавляются. Порой слышен разочарованный голос: «У меня в городе все замапили!» (да, это сарказм). Но возьмите самый знаменитый тайл мапника: 0/0/0.png. Для проверки теории о кроссвордах, я решил получить данные о комбинациях цветов в каждой строке и столбце тайла.

Удивительно, но в припадке этой дури мне хватило ума взглянуть на гистограмму. Нулевой тайл стандартного стиля OpenStreetMap содержит восемьдесят два цвета. Восемьдесят два! А выглядит все-равно так, словно муху по лобовому стеклу дворником размазало.

Тот же самый эффект легко получить простым пиксель-артом. На рисунке снизу два тайла — один оригинальный, второй я нарисовал используя трехцветную палитру. Попробуйте угадать кто из них кто. Подскажу — оригинальный тайл весит почти в три раза больше моего.

А это всего один тайл. Только разговор о тайлах. Лишь визуализация. Один из вопросов софта. Часть инженерной составляющей OpenStreetMap. Еще расти и расти.

Нет большего доказательства стагнации, чем осознание грандиозности перспектив.

Answered question
0

Спортивное картографирование

Если бы судьба занесла меня в хипстерскую картографическую компанию, первым делом я бы предложил устроить чемпионат по спортивному картографированию. Не механическое обклацивание снимков на скорость (хотя в этом есть элемент азарта), а именно состязательное решение сложной картографической проблемы. Например: подготовить карту лучших длительных веломаршрутов в Усть-Донецком районе Ростовской области. Или карту заселенности Подмосковья. Или перевизуализация карты ограниченным набором цветов: пусть будет желтый и фиолетовый. Или еще что-нибудь в этом духе.

Спортивное картографирование — это такая же дурь, как и спортивная хирургия: дешево, трешово и зрелищно. Потом пиарщикам можно пол-года зарплату не платить. А главное — самые невероятные решения возникают в первые секунды после знакомства с задачей, а спустя пару дней о них даже вспомнить никто не может.

Видимо по этой причине я не работаю в хипстерской картографической компании.

Answered question
0

Как тегировать лесные кварталы в OpenStreetMap

Хорошо, что я отписался от всех чатов, иначе от прочтения OSM-RU у меня бы мозг воспалился. Я не знаю как обстоят дела с лесными кварталами на планете Нибиру, но у нас все завязано на лесоустройство и конторы в названии которых есть буквы «леспроект».

Теория такова: каждые десять лет лесхоз делят на кварталы, в европейской части чаще всего 1х1 км. В первый раз прорубают просеки, после этого границы стараются не изменять. В каждом углу квартала вкапывают столбы с номерами (номер смотрит в центр квартала). Нумеруются кварталы слева-направо сверху-вниз. Нумерация может быть неизменной очень долгое время, но если к лесничеству присоединили территорию или наоборот, часть леса вывели из фонда — добавляются/удаляются кварталы и нумерация «плывет». Пограничные кварталы часто имеют неправильную форму, поэтому их иногда могут объединять/разделять, что тоже влияет на нумерацию. Особенно если на таких кварталах нет леса (напомню, что лесной фонд и лесопокрытая территория — это разные вещи). Аналогичная ситуация происходит, если лесхоз пересекает линейный объект (газопровод, лэп, дорога и др.)

Внутри кварталов прорубают три «минипросеки» — визирные линии. По аэроснимкам дешифрируют выдела внутри кварталов — обводят на фотографии с самолета однотонные участки растительности. После в лес приходят таксаторы и ориентируясь на «визирки» и контуры дешифрирования описывают каждый выдел детально с указанием необходимых мероприятий. Отчет в обязательном порядке передают в лесхоз, иначе совсем не ясно для чего такую работу проводить. Все разговоры о том, что у лесхоза нет материалов лесоустройства, нумерацию меняют каждые три года, номер передвигают влево, а рубки влияют на нумерацию кварталов — беспросветная хренотень.

На практике лесхозов уже давно нет, вместо них лесничества, а вместо лесничеств — участковые лесничества. Документы могут быть утеряны, повреждены или вам их просто не дадут. Лесоустройство может опаздывать на один, два, а то и три периода (в переводе — нихрена не делали со времен Союза), многие столбы забыли вкопать, те что вкопали не подписаны, а те, что подписаны давно выцвели и сгнили. Нумерация кварталов может идти не по принципу «слева-направо сверху-вниз», визирки вы не найдете даже в образцово-показательных кварталах, а в обычных лесничествах бывает, что и просеки заросли. Выдела обрисованы от балды, а там где по документам сорокалетние елки, растет береза с ольхой. Треш, бардак и анархия. А если кто скажет, что у него полный порядок и только он хранитель истины — плюньте в рожу этой собаке дикой.

Но вот вам вишенка на торте — номера кварталов можно иногда найти в открытых проектах освоения лесов, но все это часть лесоустроительной документации, а последняя всегда грифована как ДСП. Это юридический казус, но формально он ставит под сомнение возможность внесения данных о кварталах в OpenStreetMap. Это значит, что всякие «открытые данные о лесах» можно скормить шредеру, а в базу вносить то, что указано на местности. Благо, столбиками до сих пор выделяют не только кварталы, но и границы рубки, на которых номер квартала тоже подписан. Причем на рубках самая актуальная информация: идешь по лесу — как свежую газету читаешь.

В конечном итоге, какая разница под каким номером проходит этот участок в ГУЛФе, если на местности он обозначен как квартал 94? Откроют ГУЛФ — тогда и поговорим.

Changed status to publish
0

Вопрос тегирования #42

Две недели назад в китайском уезде Сяньшуй произошел крупный взрыв на химическом заводе. Около сотни человек погибло, несколько сотен пострадали.

Внимание, вопрос к знатокам: как тегировать подобное состояние объекта в OpenStreetMap? Условный индастриал_статус=краш. А как тегировать пострадавшие от техногенной авари территории?

Вот только не надо мне говорить, что это не для OSM. Во-первых, это свойство ничем не отличается, от проходимости дорог или статуса заброшенности. Во-вторых, это не обязательно временный тег, Чернобыль тому пример. В третьих он имеет важность для пользователя, может я хотел в тех краях на велике кататься, а не бензолом дышать. В четвертых, это не нарушает правил OSM. В-пятых, OSM тем и крут, что позволяет картировать нестандартные вещи, а не только домики обводить.

Вам слово, коллеги.

Changed status to publish
0

ГИС

Убежденность в мировой значимости собственного дела всегда была обязательным элементом профессиональной деформации. Это прекрасно, но лишь до тех пор, пока не ведет к завышенным ожиданиям.

Почему все бумажные карты не перевели в ГИС? Ведь это самое логичное решение! Где толпы заказчиков? Почему все уперлись в архаике?

В такой момент полезно открыть баночку нашатыря и пощелкать перед лицом пальцами. Эй, голубчик! У вас мозг затуманился! Не существует других ГИС, кроме компании «Газинстрой». ГИС — это памятник газовикам и строителям в Новом Уренгое, а не вот эти ваши картинки на мониторе.

Главная проблема геоинформационных систем в закрытой архитектуре проектов. ГИС как железнодорожная сеть: имеет смысл только при больших масштабах и универсальности. Сейчас — это раскиданные по стране рельсы, в лучшем случае несвязанные участки пути с разной шириной колеи. Даже генеральные планы поселений не всегда совпадают с кадастровой картой (на которой они основаны), а про мелкие проекты говорить совсем смешно.

В России нет официальной векторной карты страны, кадастровая карта закрыта, открытые геоданные разбросаны по разным сайтам в виде кривых сканов. Границы территорий проходят «по безымянному ручью до разрушенного моста, а далее вдоль кромки леса». В таких условиях аркгис, мапинфо, кугис и другие программы выполняют роль продвинутого фотошопа. «Внедрение ГИС» звучит смешнее чем использование в проектно-сметной документации палки Дамблдора.

Про OpenStreetMap я вообще молчу. Каждому известно, что осм — это маркировка на поддувалах советских печей-буржуек.

Changed status to publish
0

Типовые конструкции картографических стилей # 1
Линейные объекты в MapBox GL

{
"id": "higway",
"type": "line",
"source": "openmaptiles",
"source-layer": "transportation",
"layout": {
	"line-cap": "round",
	"line-join": "round",
	"line-join": "round",
	"line-round-limit": 2
	},
"filter": [
	  "all",
	  ["==","$type","LineString"],
	  ["all",
		["==","brunnel","tunnel"],
		["==","class",    "path"]
		]
	],
"paint": {
       "line-color": "#ffffff",
       "line-dasharray": [1.5, 0.75],
       "line-width": {"base": 1.2, "stops": [
                                            [15, 2.2],
                                            [20, 5.0]
                                            ]
		  }
      }
},

Changed status to publish
0

Интересно, что правовая культура в области картографического дизайна сейчас находится на том же уровне, что и правовая культура в музыке двадцать лет назад. Даже представители крупных международных компаний на голубом глазу предлагают взять существующий коммерческий картостиль и скопировать его под собственный дамп/рендер. А когда им говоришь, о противозаконности таких действий искренне удивляются: «Как? Мы же не воруем их код, просто используем те же цвета и принцип визуализации». Это звучит примерно так же как утверждение «я не воровал музыку, я просто использовал те же ноты» или «я не воровал книгу, просто в моей похожие буквы расположены в том же порядке».

В переводе на музыкальный язык подобные заказы выглядят так: «У нас есть гусли, мы хотим для них невероятно крутую музыку. Мы уже послушали разное, выбрали самое красивое и думаем, что пятая симфония Баха для органа нам подойдет. Ваша задача чисто техническая — просто скопировать ноты». Итог подобных просьб всегда один: музыка вроде та же, но слушать ее невозможно.

Причина в полном непонимании принципов гештальта в картографии. Удивительно, как много людей готовы тратить миллионы лишь по причине убежденности в том, что пол-дня на гит-хабе превратили их в экспертов мирового класса.

Опытный взгляд сразу распознает на картинке Thunderforest Outdoors, но нет, это картографический стиль T:

Changed status to publish
0

Картографическая классификация
Хорошая классификация должна отвечать только двум условиям. Во-первых, любой объект может быть размещен в одном из классов. Во-вторых, классификация не должна подчиняться гиперболическому закону Виллиса, при котором большинство объектов включены в меньшинство классов.
Возьмем пример для OpenStreetMap. Есть ли тег для деревянного столба с лазерным излучением? А если тег выдумать, не окажется ли, что на планете их всего несколько десятков?
Любая булева классификация рано или поздно упирается в одну из двух проблем. Либо появляется объект, который никуда не приткнуть (здравствуй теорема Геделе), либо сама классификация разрастается до невероятных размеров за счет классов, которые содержат всего по одному-два объекта (здравствуй бритва Оккама).
Кто-то решит, что я слишком теоретизирую и в реальном мире такие понятия как «лазер» и «деревянный столб» несовместимы. Но ведь объекты не обязательно должны принадлежать реальному миру. И потом, приезжайте в Мурманскую область, вы там и не такое увидите.

Changed status to publish