Стиль картографа

Вопросы картографических стилей, геоданных, OpenStreetMap, ГИС и прочей чепухи

Answered question

Картография в широком смысле

Вопрос картографии будущего, которому была посвящена июньская заметка требует особого пояснения. Термин «когнитивная карта» неоднозначен, особенно если использовать его за пределами биологических наук, но суть вопроса это не меняет — географическая составляющая в картах будет уменьшаться.

Какая разница, каково реальное расстояние между объектами на карте, если добраться до них можно за одинаковое время? Зачем нужен поворот с юга на восток, если достаточно знания о том, что дорога поворачивает налево (а когда идешь обратно — направо)? Координаты всегда будут на карте в том или ином виде, но зачем знать место пересечения экватора с Гринвичским меридианом если вы планируете велосипедную поездку по городу?

В широком смысле я вижу в картографии искусство находить закономерности в свойствах различных объектов и формируемых ими структур. Берем пространственные свойства — получаем классическое изображение фрагмента планеты. Берем распределение величины — получаем диаграмму. Берем свойства восприятия объектов, получаем гештальт и когнитивные карты: развертки пространства на однонаправленное движение. Берем три взаимозависимых дифференциальных уравнения — получаем аттрактор Лоренца. Берем физико-механические свойства кирпича — получаем дом. Все это картография.

Нет ничего плохого в широте и долготе, но пространственные координаты хороши не всегда. Вот простая задача: вы в Москве, имеете x рублей, y свободного времени и желание отправиться в путешествие. Открываете карту, хоть тот же OpenStreetMap и понимаете, что пользы от нее никакой. Как использовать знание о том, что Африканда севернее Москвы? Правильно — никак. Карта как отображение пространственной закономерности для вашей задачи не годится.

Размышляя над задачей, в рамках эксперимента я собрал данные по стоимости и продолжительности поездок в плацкартных вагонах из Москвы в крупные российские города. Данные приведены преимущественно на 1 августа 2019 года, несколько поездов в диапазоне 1-10 августа. Если в город отправляется несколько поездов, выбран самый дешевый рейс и самый дешевый класс обслуживания.

Данные разбиты на квадранты в зависимости от положения относительно Москвы (например, Ставрополь южнее и восточнее Москвы, поэтому расположен в правом нижнем квадранте). Внутри каждого квадранта города соординированы по стоимости поездки и времени в пути. Москва — центр отчета (0 рублей, 0 часов).

Казалось бы график и график, что такого? Но любопытно, что для людей, которые выбирают дешевые билеты, карта России отличается от привычного вида: Томск от Москвы дальше чем Красноярск, Питер ближе к Москве, чем Великий Новгород, а расстояние (естественно, не метрическое) до Благовещенска, Хабаровска и Биробиджана вообще одинаково.

Если совсем упростить мысль (даже скорее опошлить), инфографика — тоже часть картографии и часто она гораздо важнее привычной географической карты. Рано или поздно, это станет очевидно всем.

Ах да, самое главное забыл. Каждая десятая столица субъекта России не имеет прямого железнодорожного сообщения с Москвой. Попробуйте отследить этот факт на географической карте.

P.S. файл в полном разрешении доступен по ссылке

Posted new comment
androkusha добавлен комментарий

Расположения Калининграда на этой карте для меня контринтуитивно.

Чудо образования

Росстат в очередной раз показал как следует критиковать ситуацию в стране. Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели — 2018 г.» открывает глаза сильнее, чем все оппозиционные расследования вместе взятые. Такое бывает, главное этими глазами видеть.

Возьмем раздел про образование. Вы верно уже забыли — через четыре месяца в стране возникнет двадцать пять миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Я не вижу повода в этом сомневаться — странно жить без веры в чудеса. Беспокоит другое: численность рабочей силы в стране Росстат оценивает в 76 млн. человек. Значит на одну «хорошую и интересную вакансию» будет приходиться только две обычных. На самом деле еще меньше, поскольку под «рабочей силой» мы понимаем людей в возрасте от 15 до 72 лет. Но если нанести данные на карту — выходит еще меньше.

В России семь территорий, на которых доля студентов ВУЗов превышает три процента от населения. Это крупные города (Москва, Питер, Севастополь), условный черноземный пояс на юго-западе страны, Северная Осетия на Кавказе, научные центры юга Западной Сибири и Хабаровский край.

Специалистов среднего звена больше всего готовят в  Калмыкии, Чечне, Пермской, Свердловской, Омской области, Алтае и Якутии:

Рабочим специальностям обучают преимущественно на севере и северо-востоке страны. Отдельным пятном выделяются Югра и Ямал — там люди идут на работу сразу, не тратя время на учебу в бюджетных организациях.

Учитывая распределение студентов и обратную взаимосвязь между уровнем образования и мобильностью (кто едет через всю страну ради навыков аргоновой сварки?) можно смело заключить: в европейской части страны выпускам ВУЗов диплом еще долго не пригодится. Разве что, во ФГУПах крупных городов. Основная движуха продолжится на севере и северо-востоке.

Но не это главное. Сколько рабочих необходимо на одного руководителя среднего звена? Два? Пять? Десять? Расслабьтесь — в стране нет региона, где эта величина превышала бы 0,6. Больше всего рабочих на одного руководителя готовят в Еврейской А.О., Магадане, Архангельской области и в Крыму. В подавляющем большинстве регионов на одного студента — рабочего выпускают от трех до семи руководителей среднего звена:

Похожая ситуация с выпускниками ВУЗов. На развитой части страны, исключая Ленинградскую область и Южную Сибирь мы готовим по два человека с высшим образованием на одного выпускника техникума.

Хорошо еще, что на Крайнем Севере в советское время мало университетов построили. Иначе бы совсем некому работать было. Сейчас по Заполярью тянется полоса в которой на одного выпускника ВУЗа приходится полтора выпускника техникума.

Примерно каждый двадцатый человек в нашей стране — студент. При этом на одного потенциального рабочего приходится от двух до десяти потенциальных начальников. Значит, сколько бы не возникло высокотехнологичных рабочих мест — на всех их все равно не хватит. Это не только потому, что образование у нас злокачественное, но еще и потому, что чуда обычно на всех не хватает.

Changed status to publish

Куда едет Россия

Москва — очаровательный город, почти как Шахты. Но о Шахтах никто не знает, все едут в Москву, творя давку, конкуренцию и новую стадию урбанизации Нефедовой-Трейвиша: переселение из малых городов сразу в столицу, минуя средние города. В результате все говорят о централизации, но мало кто представляет этот термин наглядно.

В России одна тысяча сто семнадцать городов — запомнить легко три единицы и семь, как десять пальцев. Из них примерно полторы сотни с населением свыше ста тысяч человек. Динамика прироста жителей различна: некоторые уверенно растут, большинство же демонстрируют Г-образную кривую: рост на протяжении двадцатого века и снижение количества жителей в последние годы.

Разбираясь в этом вопросе, я пытался использовать коэффициент асимметрии. Идея была такова: отрицательные значения коэффициента по выборке ежегодной численности жителей покажут прирост населения, положительные  — отток. Идея, в целом верна, но динамика численности жителей в русских городах не всегда нормальна. Другое дело — отношение числа жителей в городе на 1 января 2019 года к медианному числу жителей за период 2010 — 2019 г.

Простой расчет с четырехстепенной IDW-интерполяцией геоданных все проясняет. В европейской России сильнее всех выделяется Москва с ожерельем из сателлитов: Балашиха, Подольск, Красногорск, Домодедово и др. Последние растут даже быстрее Москвы (привет эффект низкой базы). За пределами дневной поездки в столицу начинается пояс депрессии.  Из Сергиева Посада, Рыбинска и подобных городов люди бегут как из зоны боевых действий.

На юго-западе две зоны с притоком населения: Краснодарский край с уходящим до Ростова языком и область Дагестана: территория «пятой России» по версии Натальи Ивановны Зубаревич. На Севере положительная динамика лишь у Питера. Остальные города теряют жителей с необычайной быстротой.

За Уральским хребтом выделяется Омск, Братск и дальневосточные города. Люди не хотят там жить ни в какую. В остальных динамика роста населения положительна. Это не от того, что города прекрасны, а от того, что в окрестных деревнях совсем плохо, но до Москвы далеко. Особо показателен юг Ямало-Ненецкой автономной области. Все что не область нефте-газозобычи (тот же Ноябрьск) не может сохранить жителей. В Югре особо выделяются светлая точка низкого роста количества жителей в Нефтеюганске (как там поживает Ходорковский?) и темная точка Сургута с его прекрасным университетом.

Централизацию страны часто винят в низком качестве жизни людей. Но простая схема показывает — сделай жизнь лучше, Россия опустеет окончательно. Причина не в Москве, причина в новой форме урбанизации Нефедовой-Трейвиша. Радует лишь то, что при любом раскладе город Шахты будет становиться все прекраснее.

P.S. А вообще я исследовал применимость практики разводки микроэлектронных плат к созданию выносок на карте. Но не пропадать же добру.

Changed status to publish

Минус картографии

Если долго работаешь с картами, особенно в разных проекциях, осознаешь насколько велика планета. Все время куда-то едешь, плывешь, идешь, летишь. Потом нанесешь на карту посещенные за десятилетие города — будто из дома не выходил. Не то, что страны — континенты не открыты.

С другой стороны, астрономам еще хуже. Аж шипишь от досады.

Changed status to publish

Монополия

Вы когда-нибудь пьяным в гараже играли в самодельную монополию, сделанную с использованием карты OpenStreetMap?

Unselected an answer

Голливуд просвещает

В кои веки решил посмотреть оскароносный фильм с мужиком из «Титаника» и через десять минут выключил эту хренотень. Один из героев-индейцев говорит, что отправляется на запад. Я не спец, но слабо верю в то, что индеец может идти на запад. Всегда считал, что он может идти только на закат.

В русском языке связь между западом и закатом никто не оспаривает (солнце «западает»). С востоком сложнее. Простое объяснение слова связано с восходом, но Шанский Н.М. в своем этимологическом словаре говорит, что «восток» — калька с греческого «anatolē» (место восхода солнца), что на мой взгляд высосано из пальца, тем более, что переводчик ничего подобного не подтверждает. О связи восхода и стока упоминает и М. Фасмер, но в чем конкретно эта связь я так и не понял.

Еще сложнее с меридианальными сторонами. «Юг» по Г.А. Крылову имеет общие корни с греческим «auge» (сияние). Словарь этого слова не знает, а я помню, спасибо раммштайну, только то, что с немецкого это «аугэ» переводится как «глаз». Л.В. Успенский приводит в качестве прародителя древнеславянское слово «угъ», которое означало еду в полдень и дошло до нас в виде слова «ужин», означающее в оригинале трапезу в середине дня, а не килограмм пельменей в пол-первого ночи.

Самая захватывающая история у севера. Скучное объяснение в том, что это слово изначально звучало «сѣвер» и означало холодный ветер. Отсюда же и название Сибири. Но гораздо круче версия о праславянском «sěu-er-os», что означало «левый». Дескать предки в молениях смотрели на восток, а север оставался у них слева. Отсюда же и топоним реки Шуя. Хотя, положа руку на сердце, Шуя все-таки восточный приток, а как с этим мнением соотносится Сибирь мне вообще непонятно.

Нельзя забывать и про слово «шивер», которое, согласно Далю имеет связь с «северным склоном». Но берем, к примеру статью Н.В. Галиновой «К изучению явления контаминации в лексике говоров Русского Севера», где рассмотрены слова «шивера», «шавера», «шевера» и другие, но никаких отсылок к северу не приводится.

Из всего этого складывается впечатление, что официальная этимология точно такая же хрень, как и задорновская «Ра». Возникает разумный вопрос к языковедам: как названы стороны света у народов, живущих за полярным кругом? Есть ли у них особые направления, которое они называют западом (закатом) и востоком (восходом)? Что означает у них север и юг?

Changed status to publish

Парадокс картографии

Я постоянно утверждаю два противоположных тезиса. С одной стороны, картография — это искусство. С другой, карта — это не про красоту. Даже странно, что никто еще не обратил на это внимание.

Из разных сфер человеческой деятельности картография ближе всего к программированию. Красивый, отформатированный код может не работать, а хаотичное нагромождение синтаксиса решать все задачи пользователя. Это не значит, что код должен быть путанным, а карта выглядеть как детские каракули, но если вы хотите проложить маршрут, лучше иметь на руках кривую схему, чем гениальное полотно Босха.

Картография — это не живопись. Это искусство более высокого порядка. Мне еще ни разу не приходилось слышать, что-бы перед художником ставили задачу сделать из черного квадрата Малевича «Лунную ночь» Куинджи, да так, что-бы посетители выставки ни о чем не догадались. В картографии такое сплошь и рядом.

Дорогу нарисовать и дурак может. Попробуй сделать так, что-бы глядя на эту линию ты ощутил каково сейчас стоять именно на этой дороге. Что-бы глядя на карту чувствовал куда следует повернуть на следующем перекрестке. Что-бы при взгляде на Питер тянуло сырым ветром, а переведя взгляд на Бразилию слышались звуки карнавала.

Мне ни разу не удавалось достичь подобного. Но с другой стороны, я хотя-бы знаю чего хочу. А еще знаю, что никакая нейросеть не сможет заменить картографа. А если сможет, то лишь такая, которую в полном праве можно назвать человеком.

Changed status to publish

Сосновка

Десять лет назад вместе с коллегами я занимался оценкой мощности торфа в питерском парке Сосновка. Пришло время посмотреть на результат. Изопахиты проведены через 0.5 м. Максимальная мощность > 3 м.

Edited answer

Про деньги

Вот многие таятся и жмутся, а я прямо говорю: разработка картографического стиля под данные OpenStreetMap для регионального (Россия) или глобального российскостремительного охвата не может стоить менее трети миллиона с минимальным сроком выполнения четыре месяца.

Эта минималка не гарантирует успеха, но все что дешевле/быстрее явно порождает треш, безумие и говно. Вся поддержка и развитие таких «экспресс-стилей» заключается в необходимости все удалить и начать заново. Да, кстати, если нужно создавать стиль не с нуля, а на базе чужого кода — цена возрастает минимум в два раза, но это как раз не важно — ни один здравомыслящий человек за такую задачу не возьмется.

Почему так дорого? Потому что картографический стиль — это когда ты знаешь между какими зумами карта используется водителем при движении и не должна отвлекать от дороги. А раскрасить воду синим, лес зеленым и девочка на ресепшене сможет.

Answered question

Сгущения

Нашел в базе свой самый эпичный gps-трек и задался вопросом — кто-нибудь массово искал POI на основе областей сгущения треков? С удовольствием бы изучил такой опыт.

Changed status to publish

Про столичный снобизм

Чаще всего, москвичи, которым я рассказываю про Чир снисходительно кивают — да, мол, мы поняли, что это не то река, не то ручей. Вроде того потока в Химках, когда там канализацию прорвало. Наверное даже село какое-нибудь на реке стоит.

Так оно примерно и есть: длина Чира равна длине Москвы-реки, а на водосборном бассейне уместятся четыре нерезиновых столицы с присоедененной «Новой Москвой». И еще останется место под картошку.

Changed status to publish

Палитры

Не понимаю, отчего картографы в разработке не применяют палитры картостилей. Вместо того, что-бы сказать «здесь подходят 3, 8 и 24 стиль», люди тратят недели, обсуждая яркость, цвета и прочую фигню.

Changed status to publish

Новогоднее
Дамы и господа, представляю вам новый образец девиантной картографии. Карта мира в проекции мандарина.

Changed status to publish

Самолет на снимке

Решил по снимку добраться до истока реки, а там самолет заходит на посадку. А когда нужно их хрен найдешь. Наглядная иллюстрация того, как снимают землю из космоса.

Changed status to publish

Мобильная навигация

Когда от разработчиков навигационных приложений я слышу словосочетание «кратчайшее расстояние» — моя рука инстинктивно тянется к пистолету.

Answered question