Стиль картографа

Вопросы картографических стилей, геоданных, OpenStreetMap, ГИС и прочей чепухи

Answered question

Яркие карты

Современные юридические нормы ограничивают употребление в печати некоторых слов, которые начинаются на буквы «х», «п», «е», «б» и «м». При общении с картографами к этому списку добавляются слова на буквы «я» и «к». Все потому, что стоит разговору зайти на тему оформления карт, как многие теряют голову и просят сделать что угодно, только бы выглядело ярко и красиво.

Если вы не видите в таком желании ничего странного, представьте, что вам предстоит создать не карту, а, например, молоток. Тем более, что между ними не так уж много различий. Это совсем не значит, что карты должны быть уродливыми, но согласитесь, эстетическая составляющая инструмента прежде всего проявляется в его работе.

Другое дело яркость. Стоит ли делать карты яркими? Сегодня ответ на этот вопрос почти всегда под рукой: достаточно всего-лишь поиграть с настройками телефона. Многие годами ходят с наполовину тусклым дисплеем: заряда тратится меньше, а картинка на экране та же.

Первым это явление обнаружил немецкий анатом Эрнест Вебер почти двести лет назад. Телефона у него не было, поэтому он клал на своих испытуемых грузы различной тяжести, пытаясь выявить минимальный порог чувствительности. Оказалось, что эта величина не только не постоянна, но еще и зависит от интенсивности воздействия. Вы легко отличите пятьдесят грамм от ста, но если взвалите на плечи мешок с цементом, ни за что не распознаете пару пропавших килограмм.

Формула Вебера позволяет вычислить минимально различимую величину раздражителя. У человека восемь анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, температурный, висцеральный и вестибулярный. Для каждого анализатора эта величина константна (насколько вообще применимо понятие константности в биологии). Константа Вебера для зрения составляет примерно 0,01. Это означает, что какова бы не была абсолютная яркость у двух объектов, если она отличается менее чем в сто раз, мы не сможем сделать различия.

Спустя треть века идею Вебера развил другой немецкий физиолог Густав Фехнер. Он сформулировал основной психофизиологический закон, согласно которому сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В полной версии «закон Вебера-Фехнера» выглядит как E=k*lnJ+C, где E — интенсивность ощущения, k — константа Вебера для анализатора (0,01 для зрения), lnJ — логарифм интенсивности раздражителя, а C — индивидуальные свойства особи — коэффициент, более известный в биологии как подгониан.

Яркость на экране телефона увеличивается линейно, но чем он светлее, тем сложнее нам отличать изменения. Та же ситуация с картами. Когда человек смотрит на яркие цвета, мозгу сложнее уловить оттенки цвета, соответственно ухудшается либо читаемость карты, либо возможность ее наполнения. А ведь кроме яркости еще есть насыщенность, композиция, текстура, особенности носителя и много других вещей.

Значит ли это, что карты не должны быть яркими? Ни в коем случае. Есть тысячи ситуаций, где без ярких карт не обойтись: начиная от художественных произведений и заканчивая попытками скрыть проблемы наполнения. Но в целом с яркостью стоит обращаться столь же бережно, как и с деньгами. Не случайно ведь при изготовлении купюр разные страны тоже стараются использовать приглушенные цвета.

Edited answer
Вы просматриваете 1 из49 ответов, нажмите здесь, чтобы просмотреть все ответы.