Живые системы. Часть 1

Я никогда не собирался быть художником, но всегда хотел уметь рисовать. Особенно впечатляют быстрые и точные зарисовки, которые могут быть более содержательны, чем любая фотография. Года не проходило без того, что-бы я не пытался развить в себе художественный навык, но тщетно. Несколько месяцев назад я предпринял очередную попытку: каждый день перед сном (если я спал в этот день) закрывая глаза заставлял мозг рисовать в воображении простые геометрические фигуры: точку, прямую, плоскость. Я полагал, что освоив этот базовый урок смогу перейти к большему. Идея невероятно глупа, поскольку привела лишь к тому, что я в очередной раз начал размышлять о свойствах многомерных пространств и роли в них наблюдателя. Даже перечитал свою неопубликованную монографию «Живые системы в растительности», обнаружив там пару занятных мест.

«Живые системы» были написаны во время моей работы кочегаром — лучшее занятие для умственного труда: нет изнуряющей работы, постоянно тепло и всегда в избытке одиночество и романтика. К сожалению, это стоило мне карьеры, но случись возможность я повторил бы все заново. Удовольствие от найденных закономерностей было одним из самых больших в моей жизни. Пожалуй даже самым большим.

Полагаю, пришло время вернуться к этому вопросу и дать формализованное определение жизни. Не уверен в результате, но процесс увлекательный, а потому я решил показать его вам. Даже если будет скучно, я получу стимул формулировать идеи максимально вменяемым образом. Сегодня все так быстро меняется — хороший шанс быть первым, кто получит премию Абеля за серию постов в интернете. Ладно, шучу, мне достаточно и нобелевки.

Это размышление о том, что такое жизнь. В монографии я ссылался на зменитую фразу Шредингера: «Деятельность живого организма нельзя свести к проявлению обычных законов физики». Но давайте не будем самонадеянными и рассмотрим логику повествования как занимательный пример игры ума.

Перед тем как начать, я обязан предупредить: в тексте неминуемо возникнут слова: красота, гармония, важность и тому подобные. Я употребяю их лишь по причине того, что не знаком с адекватной альтернативой, а изобретать новые термины без нужды считаю плохим тоном. Эти слова позволяют легче понять сказанное. Дабы окончательно снять непродуктивную критику, я заявляю, что все написанное ниже есть лишь некоторый умственный экзерсис. Будем считать это специфическим жанром художественной литературы.

Итак, начнем. Вы замечали, что у понятия «жизнь» есть огромное количество определений, но все они звучат чрезвычайно слабо? Обычно жизнь описывают как состояние материи, которой присущи ряд признаков: рост и развитие, размножение, реакция, метаболизм и другие. С этим трудно поспорить, но давать определение описывая признаки подходяще скорее нерадивому студенту, чем ученому. Не выдерживает критики даже утверждение о том, что отличие живого от неживого в клеточном строении или генетическом коде. С тем же успехом можно предположить, что феномен жизни присущ лишь объектам, которые обладают пятипалой кистью. Про то, в какой мере должны присутствовать признаки для признания объекта живым даже говорить страшно. Любой организм содержит в себе явно неживые компонеты, но можно ли считать живым биогеоценоз, в состав которого живые компонеты входят? Феномен смерти дискретен или континуален?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *