Живые системы. Часть 4

Добавим к системе пространств SX, SY третье пространство SZ, аналогично тому, как мы добавили простарнство SY к пространству SX. В такой системе пространств объекты возникают не только относительно каждого пространства, но и относительно друг друга. Иначе говоря, появляется наблюдатель — объект пространства SZ — взаимосвязь между пространствами SX и SY. Наблюдение — это состояние объекта при котором у него как части пространства изменяется относительная энергия (условия перехода из одного состояния в другое) и/или относительное количество возможных состояний.

Подобную систему назовем динамической. В ней происходят наблюдаемые изменения, поэтому введем понятие времени. Время — это размер области пересечения пространств с наблюдателем. Важно отметить, что если пространство может быть отрицательным (хотя пока мы не рассматривали этот вопрос, ответа на него нет), то время — это всегда положительная величина. Это «объем» области пересечения пространств.

Если аналогичным образом добавить четвертое пространство ST, получим систему пространств, которую будем именовать материальной или просто материей. Материя — это система объектов, включающая наблюдателя и наблюдаемый объект во времени. Несмотря на наличие четырех пространств, такая система и есть тот самый двумерный мир, в котором что-то происходит: две координаты определяют пространство, одна время и еще одна — наблюдателя.

Добавив еще одно пространство мы получим пространственно-временную систему, в которой пространство задано тремя координатами. Такая система наиболее близка нашему восприятию мира, но еще раз подчеркну: она формируется пересечением не четырех, а пяти пространств (одно время, три пространства и наблюдатель). Мы вольны добавлять любое количество пространств, но во всякой системе без вырождения одно пространство всегда будет скрытым. В бытовом смысле это можно представить в виде трехмерного мира, который мы можем наблюдать лишь в виде двумерной проекции.

Для иллюстрации концепции пятимерного пространства предлагаю отвлечься от абстракных примеров и рассмотреть более прикладную ситуацию. Задайтесь вопросом: каков ваш уровень владения языком зуриби? Очевидно, что этот вопрос не имеет смысла, поскольку рядом с вами сейчас нет собеседника, а значит нет общения как процесса, нет того, что можно измерить (одно пространство).

Внезапно появляется человек готовый к диалогу. Возникает сущность для измерения, но нет критериев оценки. Общаетесь вы на уровне эксперта или на уровне человека, которому в школе попался туристический разговорник? Те, кого абстракции пугают, возразят: «Я же могу сравнить скорость подбора слов, длину и разнообразие предложений». Но кто сказал, что на языке зуриби следует говорить быстро и разнообразно? Это пример системы с двумя пространствами: есть что измерять, но нет для этого инструмента.

Лишь с появлением второго собеседника вы можете оценить свой уровень владения языком (система с тремя пространствами). Но если зададитесь вопросом: насколько быстро вы овладеваете языком, вам потребуется четыре собеседника: две группы с двумя собеседниками, одна из которых служит метрикой. Это пример динамической системы пересечения пяти пространств, в которой одним из пространств являетесь вы как наблюдатель.

Возникают вопросы: откуда появляются новые пространства и что заставляет их объединяться? Понятно, что это лишь иная интерпретация старых: что было до Большого Взрыва и почему он произошел? Однако, прежде чем дать на них ответ, я считаю необходимым еще немного остановиться на концепции пятимерного пространства, дав его геометрическую иллюстрацию. С одной стороны, это послужит извинением за вульгарный пример с языком зуриби, а с другой, позволит лучше понять специфику пересечения пространств. В любом случае, без такого описания классификация элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий окажется невероятно запутанной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *